Веды о душе.

веды о душе vedicwisdom.ru

Мы часто говорим душа, на что она собой представляет? О душе очень четко сказано в священных писаниях.  Почему важно знать, что же такое душа? Потому что мы не есть тело, мы есть душа. А следовательно не зная ничего о душе, мы не знаем ничего о себе.

 

Наш духовный путь невозможен без осознания, что мы душа, а не это тело. Поэтому самое первое знание, которое побуждает нас идти к Богу – это знание о душе, о ее вечной природе.

«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает» (Бхагавад Гита, глава 2, текст 13). Так Господь Кришна описывает Арджуне науку о душе. 

 

Прабхупада так прокомментировал данный стих: «Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остается неизменной. После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело - либо материальное, либо духовное, - Aрджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть Бхишмы и Дроны и так сильно беспокоился о них. Напротив, он должен был радоваться тому, что они, оставив старые тела, получат новые - молодые и полные сил. Смена тел позволяет живому существу испытывать разнообразные радости и страдания, пожиная плоды своих прошлых поступков».

 

Из этого стиха, Кришна развевает наши страдания и страхи перед смертью, так как смерти не существует, мы меняем только тела. Нам не стоит так сильно горевать по умершим родственникам и долго скорбеть о них. Ведь многие из них, покидая свои тела, были измотаны болезнями и скорбью. Смерть – это лишь переход из одного тела в другое. Не стоит так убиваться по умершим близким! Душа имеет вечную природу, она не рождает и не умирает.

 

насато видйате бхаво

набхаво видйате сатах

убхайор апи дришто 'нтас

тв анайос таттва-даршибхих

 

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

(Бхагавад Гита песнь 2, текст 16)

 

Комментарий Прабхупады: «Наше постоянно меняющееся тело не может существовать вечно. Современная медицина признает тот факт, что на клеточном уровне тело меняется каждое мгновение; это обусловливает процессы роста и старения. Но вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остается неизменной. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна».

 

авинаши ту тад виддхи

йена сарвам идам татам

винашам авйайасйасйа

на кашчит картум архати

 

Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.

(Бхагавад Гита глава 2, текст 17)

 

Комментарий Прабхупады: «Этот стих более подробно объясняет истинную природу души, пронизывающей все тело. Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, - оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания. В шастрах говорится, что по величине душа равна одной десятитысячной кончика волоса. В «Шветашватара-упанишад» (5.9) об этом сказано так:

 

балагра-шата-бхагасйа

шатадха калпитасйа ча

бхаго дживах виджнейах

са чанантйайа калпате

 

 

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души».

 

Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому, как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, - оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа. В «Мундака-упанишад» (3.1.9) о размерах бесконечно малой души сказано следующее:

 

эшо 'нур атма четаса ведитавйо

йасмин пранах панчадха самвивеша

пранаиш читтам сарвам отам праджанам

йасмин вишуддхе вибхаватй эша атма

 

 

«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу».

 

Цель хатха-Йоги состоит в том, чтобы с помощью различных физических упражнений научиться управлять пятью воздушными потоками, которые окружают чистую душу. Все это делается не ради какой-либо материальной выгоды, а для того, чтобы освободить крошечную душу из материального плена.

 

Крошечная душа может распространять свое влияние на все тело живого существа. Согласно «Мундака-упанишад», душа находится в сердце каждого существа, но, поскольку ученые-материалисты не в состоянии обнаружить ее, некоторые из них по неразумию утверждают, что души не существует. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается. Медики признают важную роль, которую играют в организме кровяные тельца, но не могут установить, что источником этой энергии является душа. Однако они соглашаются с тем, что источник энергии в теле - сердце.

 

Таким образом, ни последователи ведической философии, ни представители современной науки не имеют оснований отрицать существование души в теле. Наука о душе подробнейшим образом изложена в «Бхагавад-гите», где ее объясняет Сам Верховный Господь.

 

йа энам ветти хантарам

йаш чаинам манйате хатам

убхау тау на виджанито

найам ханти на ханйате

 

Тот, кто считает живое существо убийцей, так же как и тот, кто думает, что оно может быть убито, не обладает знанием, ибо душа не убивает и не может быть убита.

(Бхагавад Гита глава 2, текст 19)

 

Комментарий Прабхупады: Когда материальное тело живого существа погибает, пораженное смертоносным оружием, душа, находящаяся в теле, продолжает существовать. Душа столь мала, что ее невозможно убить никаким материальным оружием, о чем мы узнаем из последующих стихов. Живое существо вообще нельзя убить, ибо оно духовно по природе. Убить можно только материальное тело. Однако это не означает, что Веды поощряют убийство. Ведические предписания гласят: ма химсйат сарва бхутани - «Ни к одному живому существу нельзя применять насилие». Тот факт, что живое существо нельзя убить, отнюдь не оправдывает тех, кто убивает животных».

 

Так Господь Кришна во второй главе Бхагавад Гиты описывает Арджуне науку о душе. Господь говорит, что «Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром».

 

Поэтому не стоит скорбеть о смерти, мы находимся в постоянном круговороте рождения и смерти. Так Сам Верховный Господь говорит во 2 главе, тексте 27: «Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби».

 

Мы уже бесчисленное количество раз рождались и умирали. Так сменяя одно тело на другое, мы радовались и скорбели, наслаждались и страдали. Поэтому разумный человек должен, в конце концов, задать вопрос, а зачем нам постоянно рождаться и умирать, возможно, существует путь, где после смерти мы уже не будем переходить во временное материальное тело.

 

И Господь сам дает нам этот путь, он рассказывает о нем Арджуне. Мы должны вернуться к Богу, в его Вечную и духовную обитель, где нет смерти и страданий, где все наполнено любовным служением и счастьем. И это путь бхакти – любовного служения Господу.

 

Но для того, чтобы вернуться к Богу, мы должны познать Господа, предаться ему, полюбить ему и научиться служить ему. А как это сделать  - это изложено в Бхагавад Гите.

 

Мы должны постоянно слушать о Господе, думать о нем, служить ему и тогда в сердце просыпается любовь к Господу.

 

Харе Кришна! 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0